7. Деисус: Спас на престоле, Богоматерь св. Иоанн Предтеча

Последняя четверть XVI в. (Богоматерь и св. Иоанн Предтеча), первая треть XVII в. (Спас на престоле), Вологда Дерево (на иконе «Спас на престоле» — паволока), левкас, темпера, золочение.

71,5 х 63 х 2,5 см;

72,5 х 30 х 3 см;

71 x 30,7 х 3 см.

Сохранность хорошая.

Относительно небольшие размеры икон говорят о том, что они предназначались для придельного иконостаса. Автор образов Богоматери и Предтечи воспользовался прорисью с икон большего размера, что вызвало нарушение пропорций. Вероятно, мастер решился на это нарушение сознательно, чтобы по возможности укрупнить лики — главную часть моленного образа. Поскольку доски икон не только короткие, но и слишком узкие по отношению к заданному масштабу изображений, это заставило художника уменьшить ширину фигур: мафорий Богоматери лишен обычных для иконографии XV-XVI вв. ниспадающих складок по левому краю, Гиматий св. Иоанна не заходит на левое плечо. Силуэты стали цельными, обтекаемыми, наклоны голов для сохранения композиционного равновесия уменьшились. Характер вохрения и колористическое решение икон «Богоматерь» и «Св. Иоанн Предтеча» позволяют датировать их последней четвертыо XVI в. Икона «Спас на престоле» была исполнена в первой трети XVII в. для этого же чина. О том, что все три иконы принадлежали к одному иконостасу, говорит не только их идентичная высота, обработка ковчегов и совпадение породы дерева, но и одинаковое расположение фигур, почти касающихся головами верхнего поля. Анализ иконографии показывает, что все три произведения происходит из художественного центра, где культивировались как московские, так и новгородские традиции.

Письмо лика Спасителя заставляет предположить, что этим центром была Вологда. О том же свидетельствует и иконографический тип Предтечи, распространение которого на север почти полностью ограничивается Белозерьем (в архангельском регионе утвердился новгородский Извод). Несмотря на неполную сохранность живописи, «Деисус» является подлинным памятником XVI-XVII вв. Уцелевшие участки авторской живописи на милоти Предтечи свидетельствуют о первоначальной красоте колорита и мастерстве исполнения иконы. Лики Богоматери и Предтечи отмечены выражением суровой отрешенности от мирского, свойственным ретроспективному направлению в искусстве XVI в. Подчеркивание аскетической стороны духовного подвига св. Иоанна характерно для времени Ивана Грозного, чьим покровителем был этот святой. Икона Спасителя по иконографии и отчасти по стилистике архаична для своего времени и в результате хорошо сочетается с более древними фланкирующими образами. Деисусный чин представляет научный интерес и обладает художественным, коллекционным и музейным значением.

Другие лоты аукциона

1. Богоматерь Взыграние Младенца
1. Богоматерь Взыграние Младенца
8. Въезд Господа в Иерусалим
8. Въезд Господа в Иерусалим
9. Икона двусторонняя на лицевой стороне Спас Нерукотворный, на обороте — Богоматерь Знамение
9. Икона двусторонняя на лицевой стороне Спас Нерукотворный, на обороте — Богоматерь Знамение
10. Богоматерь Тихвинская
10. Богоматерь Тихвинская
11. Покров Пресвятой Богородицы
11. Покров Пресвятой Богородицы
12. Воскресение Христово
12. Воскресение Христово
7. Минея июль
7. Минея июль
13. Господь Вседержитель
13. Господь Вседержитель